Книга. Гай Светоний Транквилл. "Жизнь двенадцати цезарей". - Методический комплекс
Вторник, 06.12.2016, 11:13
Приветствую Вас, Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Методический комплекс » Дополнительная информация » Дополнительная литература » Книга. Гай Светоний Транквилл. "Жизнь двенадцати цезарей".
Книга. Гай Светоний Транквилл. "Жизнь двенадцати цезарей".
ГлебДата: Четверг, 31.03.2011, 23:44 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 74
Репутация: 0
Статус: Offline
Гай Светоний Транквилл. "Жизнь двенадцати цезарей".




Около 120 г. н. э. он написал самый важный из дошедших до нас трудов его — «De vita Caesarum», известный под названием «Жизнь двенадцати цезарей» (буквально «О жизни цезарей»), от Юлия Цезаря до Домициана; это произведение является важным историческим памятником благодаря богатству содержания. Хотя исторический метод Светония содержит элементы критического анализа источников, в основном Светоний, потерявший доступ к императорским архивам вскоре после начала работы, ссылается на слухи и вторичные источники, особенно в главе про Клавдия.

В главе про Цезаря, он ссылается на сочинение Танузия Гемина, эдикты Марка Бибула, речи Гая Скрибония Куриона, письма Цицерона.

Светоний приводит массу фактов из общественной и частной жизни императоров, примешивая сюда анекдоты и изречения, слабо связывая свой громадный материал, не заботясь о прагматической или хронологической последовательности. Вместо этого, Светоний организует изложение по темам: краткая хронология от рождения императора до его воцарения, предваряемая разделом о роде и предках, затем рассказ о правлении императора, обычно разделённых на часть о частной жизни и часть о жизни общественной; наконец, хронологическая секция о смерти императора.

Сам будучи, по-видимому, всадником, Светоний сочувствовал Сенату в большинстве случаев разногласий с императорами, а также разделял мнение Сената о личностях императоров. В результате, сознательно или подсознательно, Светоний проявляет предубеждённость по отношению к некоторым императорам. Так, например, в разделах о Тиберии, Калигуле, Нероне и Домициане Светоний сначала — вкратце — излагает позитивные или нейтральные аспекты их правления, а затем подробно перечисляет негативные (например, о Калигуле: «До этого места речь шла о правителе, далее придётся говорить о чудовище».)

Изложение сжатое, в речи Светоний использует повседневные выражения и даже отдельные слова и фразы на греческом — вольность, недопустимая с точки зрения таких латинских историков, как Ливий или Тацит. Историки и филологи XIX века обычно считали это сочинение «весьма слабым с литературной точки зрения, лишенным психологической тонкости и политической дальновидности» (ЭСБЕ); однако, например, М. Л. Гаспаров связывает жанровые особенности текста с позднеантичной установкой на «пестроту» материала, а ряд пассажей (убийство Цезаря и другие) относятся к лучшим страницам латинской прозы.

Светоний имел много подражателей (например, «Scriptores Historiae Augustae») и в Средние века пользовался большой популярностью: он послужил образцом Эйнгарду для биографии Карла Великого. Именно к «Жизни двенадцати цезарей» восходят наиболее расхожие мотивы и сюжеты, связанные с императорами (конь Калигулы, актёрские упражнения Нерона, слова Веспасиана «деньги не пахнут», слова Тита «друзья, я потерял день»).

 
Методический комплекс » Дополнительная информация » Дополнительная литература » Книга. Гай Светоний Транквилл. "Жизнь двенадцати цезарей".
Страница 1 из 11
Поиск: