Предпосылки возникновения государства в Древнем Риме - Методический комплекс
Четверг, 21.08.2014, 04:22
Приветствую Вас, Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Методический комплекс » История государства и права Древности » Государство и право Древнего Рима » Предпосылки возникновения государства в Древнем Риме
Предпосылки возникновения государства в Древнем Риме
ГлебДата: Четверг, 07.04.2011, 19:21 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 74
Репутация: 0
Статус: Offline
Предпосылки возникновения государства в Древнем Риме

Кроме общих причин возникновения государства, можно выделить несколько
факторов, также ускорявших появление государственных структур и придававших
им определенную специфику. К ним относятся:
1. завоевания (скажем, одного племени другим) и необходимость создания
механизма власти для сохранения покорности порабощенных;
2. наличие внешней угрозы, требовавшей создания вооруженных формирований
и регулярного сбора средств на их содержание;
3. необходимость проведения крупных хозяйственных работ (например,
ирригационных, строительных и т.д.), немыслимых без мобилизации значительных
материальных и человеческих ресурсов и создания аппарата для их рационального
распределения и использования.

В качестве предпосылок возникновения государства в Древнем Риме можно
выделить следующие:
· благоприятные для скотоводства и земледелия климатиче­ские условия,
выгодное с точки зрения обмена и торговли геогра­фическое положение;
· объ­единение путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков,
приведшее к образованию в Риме общины;
· развитие скотоводства и земледелия, повлекшее за собой появление
частной собственности;
· возникновение рабства, источниками которого становятся войны, а
вместе с тем и зачатков классового деления общества.
Рассмотрим более подробно каждый из них.



Одной из главных причин быстрого роста и возвышения Рима было его
исключительно выгодное местоположение. Вот, что сообщает об этом знаменитый
римский историк Тит Ливий: «Не без веских причин боги и люди выбрали именно
это место для основания города: тут есть и благодатные холмы, и удобная река,
по которой можно из внутренних областей подвозить различное продовольствие, а
можно принимать морские грузы. Есть тут и море, оно достаточно близко, чтобы
пользоваться его выгодами, но все же и достаточно далеко, чтобы не подвергать
нас опасности со стороны вражеских кораблей. Наша область лежит в середине
Италии это место исключительно благоприятствует городам».
И, действительно, Рим расположен в центре Апеннинского полуострова, на левом
берегу Тибра, в 20 километрах от моря, у самой удобной переправы через реку.
Наиболее ранние поселения на месте будущего Рима были на холмах с отвесными
склонами, стоявшими посреди болотистой равнины недалеко от берега, поэтому его
и называют Город на семи холмах.

Рим находился на пересечении важнейших сухопутных путей: через него проходили
дорога из Кампании в Этрурию и так называемая соляная дорога, которая шла
вдоль берегов Тибра от моря, где добывали соль, во внутренние районы, где ее
не хватало.
Кроме того, рядом с городом проходили морские пути из Восточного
Средиземноморья в Западное и из Африки в Европу. Небольшие корабли могли
подниматься вверх по Тибру и разгружаться на пристани в самом центре Рима.
Город располагался на границе Лация с соседними областями: Этрурией и землей
сабинов. Не удивительно поэтому, что Рим очень быстро превратился из
небольшого поселения в один из крупнейших городов Италии и с ранних пор
включал в себя, кроме латинов, также и жителей других областей.
Вторая причина - объ­единение путем войн трех племен древних латин, сабин и
этрусков – подробно была описана нами в первом параграфе. Слияние это, с
одной стороны, конечно, увеличило материальную силу соединенной общины и ее
значение среди соседей, а, с другой стороны, должно было отозваться некоторым
усложнением государственной, т. е. общинной, организации.
Третьей причиной было развитие земледелия и скотоводства. Земледелие, ставшее
одним из регулярных занятий общинников, по мере
усиления его значения стало накладывать свой отпечаток на их деятельность,
нормы жизни, обычаи. И чем большую, более значительную роль играло земледелие
в жизни общинно-родового общества, тем большее изменение претерпевало оно.
Земля, которую обрабатывали общинники, как и вся та земля которую они не
обрабатывали, на которой они по-прежнему охотились, занимались
собирательством и т.д., находилась в общественной, коллективной собственности
всего племени. Ввиду этого вследствие исторической традиции на протяжении
какого-то времени возникшее земледелие основывалось на совместном,
коллективном труде. Однако со временем выяснилось из практического опыта
земледельцев, что индивидуальное, семейное ведение земледельческого
производства является более эффективным, чем коллективное.



Тот факт, что земледельческий труд в древнем обществе не приносил людям
никакого удовлетворения, а приносит лишь усталость, изнурение, приводит к
тому, что некоторые общинники под разными предлогами старались освободить
себя от занятия земледелием; они предпочитали заниматься другими видами
труда: охотой, рыболовством, собирательством, которые приносили им больше
удовлетворения. Но если одни люди уклонялись от земледельческого труда, то
другим приходилось заниматься тяжелым земледельческим трудом больше, чем
раньше, когда земледелием занимались все общинники. А это неизбежно вызывало
недовольство последних, возникали ссоры, конфликты. Выходом из положения был
лишь раздел земли на отдельные участки и передача этих участков в пользование
отдельным семьям общинников. Замена коллективного земледельческого хозяйства
индивидуальным и возникновение скотоводства еще более усиливают общественное
разделение труда и являются предпосылкой возникновения частной собственности.
Развитие сельского хозяйства и скотоводства в Древнем Риме, а также частые
военные походы объясняют четвертую предпосылку возникновения государства. В
частных хозяйствах применялся труд членов семьи, а кроме того, труд рабов и
наемных работников. Рабы комплектовались из захваченных плен чужеземцев, как
воинов, так и гражданских лиц. Наемные работники комплектовались из
обедневших общинников.

В рабство иногда обращались также должники и преступники. Но не следует
переоценивать численность класса рабов. В рабство обращались не все пленные,
должники и преступники. Из исторических источников известно, что во время
удачных военных походов в плен захватывалось, а затем приводилось в страну
огромное количество чужеземцев, исчисляемое
несколькими десятками тысяч человек, иногда более ста тысяч. Если бы они
все обращались в рабов, то уже через несколько сотен лет рабы составляли
бы абсолютное большинство населения. Однако проходили сотни и тысячи
лет, а число рабов существенно не увеличивалось. Их доля, удельный вес
во всем населении по-прежнему составлял не более 5-10%. Это можно
объяснить только тем, что большинство захваченных в плен чужеземцев не
обращалось в рабство, а расселялось по всей территории страны, и
постепенно оно ассимилировалось в местном населении. Этим достигались
две цели. Во-первых, увеличилась численность населения, что усиливало
военную и экономическую мощь государства. Во-вторых, на захваченной
земле жителей-чужеземцев становилось меньше, что уменьшало опасность их
восстания против поработителей.

Рассмотрим признаки государственности, выделяемые современными политологами,
и постараемся найти их наличие в ранний период развития древнего Рима.
Понятие государства, его характеристика конкретизируется при раскрытии
признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных
организаций общества. Иными словами, «анализ признаков государства углубляет
знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы
организации общества и важнейшего общественно-политического института»
Каковы же эти признаки?
· Территориальная организация населения и осуществление публичной
власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе
принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или
предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенно
территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-
организованном обществе кровно-родственный принцип организаций населения
потерял свое значение. На смену пришел принцип его территориальной
организации. Данный признак имеет место быть в Древнем Риме. По мнению многих
современных историков, в Риме накануне его перехода к цивилизации и
государственности господствовал родовой строй. Римлянами считались лишь те,
кто входил в родовые подразделения, включавшие в себя три трибы, 30 курий (по
10 в каждой трибе) и 300 родов (по 10 в каждой курии).
· Публичная власть. Публичной она называется потому, что, не совпадает
с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.
Власть существовала и в догосударственном обществе, но это было
непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и
использовалось им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в
каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной власти состоит в
том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном
сословии управителей, из которых комплектуются органы управления и
принуждения. Без этого физического воплощения государственная власть
представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию. Наличие
публичной власти также имелось в Древнем Риме. Во главе римской общины стояли
правители, называвшиеся царями (reges), но непохожие на монархов более
поздних эпох. Римский царь являлся верховным жрецом, главным судьей и
командующим армии.
· Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет»
появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную
власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение.
Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ее
верховенстве, самостоятельности и независимости. Сложно говорить о наличии в
Древнем Риму суверенитета государственной власти. Цари Древнего Рима являлись
патриархальными владыками своего народа, в руках царя сосредоточивалось
начальство над народом во всех сторонах его существования кроме религии и
общественного мнения. Это свидетельствует о том, что в Царский период в Риме
было не зрелое, а раннее государство. В своем зрелом законченном виде римское
государство сложилось гораздо позднее эпохи царей.

 
Методический комплекс » История государства и права Древности » Государство и право Древнего Рима » Предпосылки возникновения государства в Древнем Риме
Страница 1 из 11
Поиск: