Четверг, 28.03.2024, 18:39
Приветствую Вас, Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Методический комплекс » История государства и права Средних Веков » Франки, Франция » Государственный строй в период сеньориальной монархии (Франция.)
Государственный строй в период сеньориальной монархии
ГлебДата: Среда, 27.04.2011, 18:30 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 74
Репутация: 0
Статус: Offline
Государственный строй в период сеньориальной монархии

Номинально находившаяся под властью королей из династии Капетингов, Франция в XI – XII вв. не составляла государственно-политического целого. Владетельные герцоги и графы были практически независимыми, хотя и признавали себя вассалами общего короля.
Государственно-политическую раздробленность Франции предопределяло и усугубляло, во-первых, состояние социально-экономических связей эпохи, а во-вторых – наличие по существу двух разных народов, говоривших на разных языках (собственно французском и провансальском), принадлежавшим разным культурам. Юг Франции до XIII в. номинально числился в составе королевства. Власть Капетингов простиралась в основном по территории северофранцузской народности.
Первые короли династии Капетингов были, по сути, крупными феодалами с особым титулом. Никаких полномочий государственного характера королевская власть не подразумевала. У них не было постоянного местопребывания. Государственное единство сводилось к общепризнанной феодальной иерархии ленных связей, феодальные иммунитеты и сеньориальные права во Франции получили наибольшее развитие. В этом смысле Французское королевство Х – XIII вв. было классическим примером ленной (сеньориальной) монархии.
Фактическая власть короля распространялась лишь на территорию его домена, но и там ему приходилось вести борьбу с собственными непокорными вассалами, пресекая их попытки сбросить обязанности вассалитета и обрести независимость. Вот пример «защиты» своего феода от короля по Письму Одона, графа Блуаского, королю Роберту (1025 г.): «...Удивляешь ты меня очень, государь мой, как столь поспешно, не разобрав дела, присудил ты меня недостойным феода твоего? Ведь, если дело касается условий происхождения, то, благодарение богу, родовитость есть у меня. Если [дело касается] качества феода, который ты мне дал, то известно, что не из твоих он владений, но из того, что мне по милости твоей от предков моих перешло по наследству. Если [дело касается] исполнения службы, то хорошо тебе ведомо, что, пока я был у тебя в милости, служил тебе и при дворе, и в войске, и на чужбине. Если же потом, когда ты наложил на меня опалу и данный мне феод решил отобрать, я, обороняя себя и свой феод, нанес тебе какие-либо обиды, то ведь совершил я это, раздраженный несправедливостью и вынужденный необходимостью. Ибо как же я могу оставить и не оборонять своего феода? Бога и душу свою ставлю в свидетели, что лучше предпочту умереть на своем феоде, нежели жить без феода. Если же ты откажешься от замысла лишить меня феода, то ничего более на свете я не буду желать, как заслужить твою милость.»
В полной мере сеньориальная власть принадлежала только великим сеньорам. (В Х в. таких было 55: 7 герцогов, 44 графа, маркиз и 3 виконта; в XIII в. – число «великих» возросло до 77.) Только они имели право в собственном смысле управлять своей территорией, назначать представителей (вице-графов) с аналогичными своим административными полномочиями. Только таким сеньорам принадлежало право назначать должностных лиц. Вокруг них группировался сеньориальный двор из вассалов (вообще вассалы были и у менее крупных феодалов). Сеньоры располагали собственной армией из вассалов и их людей (собственно феодалов), а также из привлеченных к службе разночинцев. Только к началу XII в. обычай ограничил продолжительность феодальной службы 40 днями в году. Частная война была типичным средством отстоять свои права, и поэтому право войны по собственному усмотрению было одной из важных феодальных привилегий. Только в XI в. под влиянием церкви были установлены некоторые правила «Божьего мира», согласно которым нельзя было атаковать женщин, детей, духовных лиц, земледельцев, безоружных, а также грабить мельницы, урожай, церкви. Сеньору принадлежала и вся полнота юрисдикции на своих землях в отношении людей всех сословий. Собственно сословный строй начал формироваться во Франции строго в рамках сеньорий; прежде всего это касалось дворянства.





К XI веке в связи с процессом феодализации и последовательными раздачами земли возникла сложная структура класса феодалов, состоящая не только из сеньоров и вассалов, но и содержащая в себе подвассалов разных уровней (аррьер-вассалов). На самом низу феодальной пирамиды находились мелкие феодалы-рыцари (шевалье), которые не имели своих вассалов и выступали как сеньоры лишь по отношению к «своим» крестьянам. На вершине феодальной лестницы стоял король, однако, многие крупные феодалы- герцоги и графы- считали себя равными королю (пэрами) и часто фактически не признавали своих вассальных обязанностей.
С середины XII века в связи с начавшимся экономическим подъемом и ростом числа городов, являвшимися естественными союзниками королевской власти, короли начинают добиваться признания вассальной зависимости и клятвы верности от всех феодалов в стране.
С XII века практически прекращается процесс дробления феодальных владений. Феодальные поместья окончательно принимают характер родовых владений. Доступ в класс феодалов новых лиц становиться ограниченным. Более четко фиксируется иерархическая структура господствующего класса, наследственный характер приобретают феодальные титулы и ранги. Таким образом, к XII веку складываются предпосылки для формирования замкнутого сословия дворянства.
В IX-XI веках феодальные отношения во Франции получают дальнейшее развитие и становятся повсеместно господствующими. С утверждением монопольного права на землю класса феодалов исчезает свободное крестьянское земледелие.
В IX-XI веке происходит окончательное формирование класса феодально-зависимых крестьян. Подавляющее большинство крестьян превращаются в сервов, находившихся в личной наследственной зависимости от своего господина. В его пользу они выполняли целый ряд повинностей, выплачивали значительное число податей и платежей.
Другая группа феодально-зависимых крестьян составляли вилланы. Они считались лично свободными держателями земли, принадлежавшей феодалу. Вилланы выплачивали сеньору оброк (талью), но тяжесть его была меньшей, чем у сервов.
В XI-XII веках в связи с быстрым ростом городов увеличивается новая прослойка феодального общества, имеющая особый правовой статус - городское население. Города путем вооруженной войны или откупа добивались освобождения от сеньориальной власти и предоставления им специальных грамот вольностей. Городская жизнь носила сословно-корпоративный характер (купеческие и ремесленные корпорации). В IX-XI веках во Франции король избирался верхушкой светских и духовных феодалов.
В XII веке учреждается порядок передачи трона по наследству. Первоначально функции королевской власти были крайне ограниченными, хотя формально у короля сохранялись некоторые традиционные привилегии. Он считался главой французского войска, издавал законы, осуществлял суд. Но при первых Капетингах издание капитуляриев (королевских законов) практически прекратилось. Другие королевские полномочия также существовали лишь в теории, а не на практике. Например, на короля возлагались обязанность «защищать королевство и церковь», а также обязанность «поддержания мира» в стране, но король просто-напросто не имел возможностей для исполнения сих обязанностей. А судебные функции король осуществлял только в пределах своего домена.
Развитие церковного землевладения тоже пополняло рады феодалов. Вот пример источников богатства церковников по Грамоте, составленной в курии Рейнского аббатства св. Георгия (начало XI в.: «Люди из Коиклиз платят нам [монахам] 9 солидов, а мы держим в домене землю Страбон-Бойнар, платящую 3 солида из этих девяти, а 18 денариев из упомянутых 9 солидов идут с земли Педладр, которою мы держим в домене. 16 же денариев следуют с земли Альбера, сына Гамона, которую мы держим. С селений Лизригон и Лизтаннак - 10 солидов, но Аффрок, сын Ренберы, держит из них в фиске [поместье] землю под 6 денариев. 2 солида идут с селения Карабоз, но Буенвалет платит из них аббатиссе Адели 6 денариев за землю в фиске, 12 же денариев платит селение Эганта, сына Глумаргока,.. а также везут они, что им будет приказано, когда возникнет необходимость.., и эту работу, если кто воспротивится, можно заставить их выполнять силою, как работу, исполняемую согласно обычаю».
В рамках католической церкви во Франции сложилась своя сложная иерархия, причем пользование имуществом зависело от того какую должность занимало то или иное духовное лицо.
Между светскими и духовными феодалами, а также между феодальными землевладельцами разных рангов и ступеней существовали противоречия, которые нередко вели к вооруженным столкновениям. Но, несмотря на складывавшиеся внутрисословные разграничения, феодалы представляли собой правящую верхушку средневекового общества во Франции, которая, как единое целое противостояло и крестьянскому, и городскому населению.
Благодаря влиянию и поддержке церкви выработалась идея об особых священных правах короля. Утвердился принцип единства и воспреемства власти в полном объеме. После споров, в 1223 г. закрепилось право первородства в престолонаследии. С конца XII в. установился и порядок фамильного престолонаследия без формального участия грандов. В правление Филиппа-Августа II выросло число прямых вассалов короля (до 32 герцогов и графов, 60 баронов, 75 шателенов, владельцев замков, 39 городских коммун). Его власть стала рассматриваться как власть высшего господина, а затем и особого повелителя. Король, даже если приобретал земли; связанные с подчинением другому феодалу (оммажем), был свободен от этих обязанностей (с 1124 г.). К XIII в. все жители в королевстве считались подданными короля и должны были ему повиноваться; это распространялось и на супругу и родных короля. С конца XIII в. короли закрепили за собой право законодательствовать наряду с покровительством подданных и правом суда.
Начало усиления королевской власти во Франции приходится на ХII век. Именно к этому времени относится борьба Капетингов в пределах королевского домена с крупными феодалами, желавшими сохранить там свою политическую независимость. Опорой королевской власти в этой борьбе были мелкие и средние дворяне, охотно поддерживавшие централизаторские усилия короля в условиях острых классовых противоречий во Франции.





При Людовике VI был положен конец сопротивлению вассалов внутри королевского домена. Благодаря деятельности его канцлера Сугерия установилась единая администрация домена. В начале XIII в., благодаря военным и дипломатическим успехам короля Филиппа-Августа II королевский домен значительно вырос, были отвоеваны бывшие владения английской короны. Под эгидой короля были установлены новые ограничительные правила ведения частных войн: 40 дней короля, в течение которых запрещалось атаковать, право королевского покровительства и др.
Особое внимание следует обратить на устройство органов центральной власти. В условиях феодальной раздробленности и длительного ослабления королевской власти органы центральной власти не имели строгой системы дифференциации. Управление, в основном, было основано на вассальных отношениях.
С расширением королевского домена и возрастанием роли королевской власти стала формироваться государственная администрация. Администрация эта была в главном домениальной, и ее значение напрямую зависело от отношений короля с великими сеньорами. Организация центральной администрации была взаимосвязана, однако, с феодально-ленной системой.
Основным учреждением был Королевский двор, который составляли вассалы короля. Свое происхождение он вел от аналогичных советов эпохи Каролингов. Ассамблея собиралась по желанию короля. Одной из основных обязанностей вассалов было участие в этом совете. Позванный лично был обязан присутствовать под угрозой конфискации имения. Курия играла роль в первую очередь политического совета короля. Однако традиция не предусматривала обязанности короля следовать решению (до XIII в. Капетинги безусловно соблюдали советы курии). Во вторую очередь курия была королевским судом (обычно король вершил суд сам) в важных случаях. С конца XII в. в составе курии выделился Двор пэров Франции (из 6 духовных и 6 светских грандов – герцогов Нормандии, Аквитании, Бургундии и др.); они имели привилегию судиться только равными себе.
Собственно администрация сосредоточивалась в Дворце короля, органе домениального, а затем и общегосударственного правления. Дворец обладал внутренней иерархией. На первом месте там были члены королевской семьи. Вначале они располагали признанным правом участия в управлении, но с XIII в. и королева, и престолонаследник были отстранены от прямого влияния на государственные дела. Затем окружение короля – духовные и светские, занятые специальными делами. И наконец круг должностных лиц, многие из которых перешли по традиции от империи Каролингов. Наиболее важной фигурой в XI – XII вв. был сенешал – командующий армией, высший судья, дворецкий и начальник местных администраторов; но в 1191 г. должность упразднена. Главой конного войска был коннетабль, при нем существовал чин маршала – помощника. Среди чисто дворцовых администраторов ранее других стабильным стал чин кравчего. По указу 1261 г., дворец уже особо подразделялся на 6 «правлений» по отраслям хозяйства. Дела короля велись камердинером, в его же ведении были сокровищница и архивы. Но с середины XII в. чин этот стал только почетным званием. На главное место в администрации выходит канцлер (до XIII в. – из духовных лиц). На него перешли функции сенешала, он возглавил королевскую юстицию, составлял королевские акты. Возрастание значения должности канцлера вызывало опасение королей: в 1227 – 1315 гг. пост был вакантным.
Начало организации местной администрации относится к середине XI в. Для сбора королевских доходов и хозяйственного управления в домениальные округа были назначены прево (посланцы). Число условных округов росло: с 41 в 1179 г. до 80 в 1285 г. Прево были не только финансовыми агентами, но и судьями (причем до конца XII в. – с полной юрисдикцией), а также администраторами. Назначали их из числа, как правило, буржуа, и на 3 года; король сохранял полное право отзыва. На юге аналогичные должности обозначались иначе. С ликвидацией должности сенешала (на котором лежала обязанность контроля за прево) для общего надзора на места стали посылать бальи; каждому назначался особый округ (бальяж), включавший несколько превотажей. Бальи был как бы генеральным инспектором. Когда в королевский домен входила целостная сеньория, туда ставился администратором местный сенешал (ему по иерархии подчинялись бальи и прево). И сенешалов, и бальи назначали уже из мелкого дворянства, они должны были знать право. Со временем к ним перешли не только военные и финансовые функции, но и суд от имени короля.
До конца XII века главную роль при дворе играл сенешаль (также сенешал). Он считался главой королевского двора, командовал армией, подписывал государственные документы. Сенешалей избирали из наиболее знатных и могущественных семей Франции. В некоторых источниках должность сенешаля приравнивают к должности визиря в восточных странах. Со временем должность сенешаля приобрела такую силу и могущество, что король Филипп II Август оставил её свободной, после этого она прекратила свое существование.
Коннетабль - глава королевской конницы, учрежденной самим Карлом Мартеллом, второй (в военных делах) после сенешаля. После него следовал маршал, а с XIII века королевский адмирал (с развитием флота, и соответственно, его военного значения).
Королевский казначей - чиновник, ведавший государственными архивами и королевской казной. С XIII века с передачей государственной казны в руки ордена тамплиеров его полномочия существенно сократились.
Канцлер - чиновник, руководивший королевской канцелярией, редактировавший королевские акты, представлявший их на подпись королю, а затем скреплял печатью. Его влияние на государственные дела было велико, а поэтому с усилением королевской власти в XIII веке (с Людовика IХ) этот пост длительное время не замещался.
Министериалы первоначально были выходцами из светских феодалов королевского домена и священников. В XIII веке в органы центрального управления все чаще привлекаются представители городов, мелкие и средние феодалы (рыцари короля), а также легисты (юристы).
Развитие феодальных отношений нашло свое отражение в собрании королевских вассалов - курии короля, возникновение которой также относится к эпохе правления Каролингов. При первых Капетингах курия почти не имела значения, поскольку пэры и другие могущественные вассалы не являлись на её заседания. Вначале в ней участвовали лишь непосредственные вассалы короля, которыми он обсуждал вопросы политического, финансового, судебного характера. На одобрение курий предоставлялись законодательные акты короля.
Органы местного королевского управления создавались лишь в домене короля, то есть там, где признавалась его власть. В крупных сеньориях действовала своя система местного управления.
С середины XI века король ввел в своем домене должность прево, которые назначались в специальные округа преводства. Их помощниками в деревнях были сержанты, в городах майоры. Прево занимался в основном сбором средств на нужды государства, комплектовал феодальное ополчение, решал вопросы управления и рассматривал судебные дела.
С конца XII века возникают более крупные административные единицы- бальяжи, объединявшие несколько преводств. Во главе бальяжа стоял назначаемый королем чиновник балья. На пограничных территориях создавались сенешальства, куда из числа местных феодалов назначались чиновники сенешали. Бальи и сенешали в XII веке осуществляли правосудие от имени короля.
Юг Франции до XII века жил обособленно от севера и превосходил его в хозяйственном и культурном отношении. В результате успешных походов Людовик VIII в 1229 году присоединил графство Тулузское к своему домену.
Большую роль в повышении авторитета королевской власти и укреплении центральной администрации сыграли военная, судебная и финансовая реформы короля Людовика IX (1226-1270) уже в следующем XIII веке.
1. Военная реформа. Создание городской милиции, отрядов наемников. В результате король стал меньше зависеть от феодального ополчения, более эффективно стал использовать вооруженные силы в борьбе с непокорными вассалами.
2. Судебная реформа. В королевском домене была запрещена частная война, то есть разрешение споров между феодалами путем вооруженной борьбы. Соперничающие стороны обязаны обращаться в королевский суд. Из королевской курии выделилась особая палата – Парижский парламент, который собирался 4 раза в год, ставший верховным судом во Франции, состоявший в основном из профессиональных юристов.
3. Финансовая реформа. Людовика IX ввел на территории домена единую королевскую монету, имевшую право обращения на остальной части страны наряду с местными монетами. Затем она постепенно вытеснила местную валюту.
Реформы Людовика IX способствовали территориальному объединению страны и консолидации основной массы феодалов и городского населения вокруг короля. Происшедшие в XIII веке изменения в общественном и государственном строе заложили основу для последующего возникновения во Франции сословно-представительной монархии. Реформы были тем более значительны, что опирались на новые явления в социальной жизни.

 
Методический комплекс » История государства и права Средних Веков » Франки, Франция » Государственный строй в период сеньориальной монархии (Франция.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: